…ое пособие в размере 200 тыс. рублей. Очень хорошая практика, молодцы!

Что касается сельской местности, где работает 42% всех педагогов, то здесь, убеждён, подобные меры поддержки должны распространяться не только на молодых – вообще на всех учителей вне зависимости от возраста.

Естественное обновление учительского корпуса необходимо. При этом нужно индивидуально подходить к каждому учителю, и пенсионного возраста тоже. А если человек уходит на пенсию, обязательно помочь ему в решении социальных вопросов, социальных проблем. И здесь, в разных регионах, тоже по-разному эта проблема решается, и думают некоторые руководители об этом. В Псковской области, например, выходящий на пенсию учитель, имеющий стаж педагогической деятельности не менее 25 лет, получает единовременное выходное пособие в объёме 60 тыс. рублей.

И, конечно, надо сохранять в школе опытных педагогов, которые могут передавать свой опыт молодёжи, делать их наставниками молодых учителей, поддерживать такой труд за счёт стимулирующей части фонда оплаты труда.

Отдельно хочу сказать сегодня о школьных библиотекарях. В наших школах их работает более 50 тыс. Люди делают очень важную, полезную, нужную работу, а вот в официальных бумагах относятся к учебно-вспомогательному персоналу, а ведь они не просто книжки выдают. Они формируют, во всяком случае, должны формировать уровень культуры, помогать школьникам ориентироваться в огромном мире информации, расширять горизонты образования. При этом, к сожалению, они получают как минимум на треть меньше, чем сами учителя. Прав на льготы, положенные педагогам, не имеют.

Хочу вас проинформировать, что нами принято решение ввести новую должность – «педагог-библиотекарь». Решение принято, всё уже подписано, всё будет введено в действие в самое ближайшее время. Это будет важным шагом по повышению статуса работника школьных библиотек. Разумеется, должна вырасти и их средняя заработная плата так же, как для преподавателей школ в ближайшем будущем до уровня экономики по региону.

Новый статус влечёт и новые обязанности. Школьные библиотекари, наравне с другими учителями, будут проходить аттестации. Они должны владеть современными технологиями, свободно ориентироваться в интернет-ресурсах, включая информационные базы ведущих российских и зарубежных библиотек.

В целом хочу сказать, нам нужно добиться, чтобы через повышение зарплат росло и качество самого образования, то есть это, конечно, много­векторная задача. И не случайно, что значительная часть средств в рамках проекта развития российской школы должна пойти на повышение квалификации педагогов. Кроме того, этим вопросом будут заниматься в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» и министерство, и регионы Российской Федерации. Во всех федеральных округах мы сформируем площадки для обучения и повышения квалифи­кации педагогов и руководящих работников системы образования. Это будут центры методической и технической поддержки образовательных учреждений. За пять лет на базе всех этих структур пройдут переподготовку порядка 100 тыс. учителей.

Нам нужно, чтобы будущий учитель хорошо владел и своим базовым предметом, и самыми передовыми методиками образования, разбирался во всех тонкостях педагогики, психологии детей, владел современными технологиями образовательного процесса. Я прошу Минобрнауки представить предложения по модернизации всех уровней педагогического образования.

Какую бы профессию, призвание ни выбрали ваши сегодняшние ученики – главное, чтобы они стали настоящими гражданами своей страны, любили Россию. Вы знаете, что подавляющее большинство учеников любит вас. И у меня были любимые учителя, и у вас, наверное, были любимые учителя. Нужно, чтобы вот эта моральная обстановка передавалась детям в жизнь, чтобы они с такой же любовью относились и к своей родине. Уверен, что вы сможете воспитать таких людей, и у вас для этого есть всё: и знания, и опыт, и самое главное – любовь к детям.

Я искренне желаю вам успехов. Спасибо большое.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Спасибо большое, спасибо за поддержку, спасибо за дискуссию. Если разрешите, небольшие комментарии. Комментарии по поводу нескольких выступлений, не на все, конечно, а так, по мере поступления, что называется.

Первое – это Снежана Анатольевна (С.А.Терехина – директор средней общеобразовательной школы №15, г. Калуга) выступала, по-моему. Говорила о том, что деньги должны направляться на повышение квалификации не в вузы, а в школы. Эти деньги направляются регионами, мы будем рекомендовать им это сделать. Что касается федеральных денег в рамках той программы, которую мы сегодня обсуждали, о которой я говорил здесь, то 120 млрд на два года мы так и пропишем в договорах с регионами: деньги на переподготовку преподавательского состава, учителей должны направляться в школы, чтобы они имели право и возможность выбрать площадку для переподготовки. Мы это сделаем.

Теперь по поводу жилищной проблемы. Конечно, она острая, она во всех секторах острая и в образовании тоже. Ну, разумеется, невозможно покупать дорогие квартиры в регионах, да и потом добраться, например, из Москвы, Питера в какую-нибудь сельскую школу: дорога дорого будет стоить. Но в чем вы абсолютно правы, здесь сомнений нет, – это проблема острая и отдельные региональные программы, конечно, в высшей степени востребованы и вполне можно было бы говорить о современных квартирах экономкласса. Надо с регионами это проработать, посмотреть.

Теперь по поводу того, что наши добровольцы, вот эти 700 человек, или 780 молодых преподавателей, которые поехали в регионы, вот там, кстати говоря, получают жилье и получают по 500 тыс. подъёмных денег, из этих денег должны платить налоги на доходы физических лиц. Поступило предложение – не распространять на них эту норму закона. Должен сказать, что… Правильно?

Реплика: Правильно.

В.В.Путин: Преподаватели экономики сказали бы, что нельзя подрывать базовые принципы налоговой системы ни исключениями, ни льготами. Но мы все равно эту проблему решим. Как? Просто добавим 50 млн – и все, примерно 50 млн, с тем чтобы компенсировать выпадающие доходы нашим молодым добровольцам.

Дискуссионный очень вопрос по поводу того, как оценивать качество работы и нужно ли с этим связывать уровень заработной платы? Конечно, можно этого не делать, но тогда мы полностью придём к абсолютной уравниловке. Абсолютной! Это вопрос такой дискуссионный.

Я прошу простить нас за такие административные штампы типа «услуги медицинские, образовательные». Конечно, вы правы и можно так сказать: услуги по обеспечению обороноспособности. Конечно, это всё условно. Есть вообще вопиющие штампы, есть у нас такой штамп в демографии «возраст дожития» – вообще звучит ужасно! Это годы в среднем, которые человек живёт после выхода на пенсию. Просто ужасно, но так демографы говорят, специалисты, и ничего здесь не поделаешь. Кстати говоря, возраст дожития у нас – у нас средняя продолжительность жизни в стране (это уже так, отвлечение) ниже, чем в европейских странах, – а возраст дожития такой же, как там. Потому что, когда человек выходит на пенсию, он живёт примерно столько же, сколько в европейских странах. У нас просто средний уровень продолжительности жизни ниже, потому что очень много людей уходит из жизни в достаточно молодом возрасте от пьянства, травм и так далее.

Реплика: И неправильного питания.

В.В.Путин: И неправильного питания, совершенно верно.

Прозвучало предложение: деньги из программы на два года (120 млрд) направлять прежде всего тем школам, которые переходят на автономный режим работы. Но это тогда будет насильственная автономизация. У нас уже была насильственная коллективизация. Достаточно уже, хватит. Но в договорах между министерством и регионами одним из пунктов будет значиться необходимость перехода на новые системы оплаты труда, имеются в виду стимулирующие надбавки и так далее и тому подобное. Так что это в целом имеется в виду сделать.

Теперь по поводу поддержки общественных организаций, в том числе и Всероссийского педагогического собрания. У нас в этом году, в бюджете этого года, есть строчка, в которой предусмотрены деньги на поддержку социально ориентированных организаций, и, безусловно, Всероссийское педагогическое собрание в число таких организаций должно быть включено.

Что касается упрощения получения грантов, государственных наград, вы абсолютно правы, и мы вместе с Администрацией Президента подумаем на этот счёт, поработаем.

Теперь по поводу того, чтобы больше преподавателей работало на федеральном уровне в органах власти и управления, в том числе представлены были в Государственной Думе по каналам «Единой России». Здесь, когда Снежана Анатольевна выступала, она вспомнила поговорку (по-моему, китайская поговорка): Не дай вам Бог жить во времена перемен. И мне в голову сразу сейчас пришла другая, она звучит так: Чтобы дальше видеть, нужно выше сидеть. Обязательно используем каналы «Единой России» для того, чтобы представители педагогического сообщества были достойно представлены в высшем законодательном органе страны – в Государственной Думе.

И в заключение. Цель всего того, что мы обсуждаем сегодня (о чём я говорил, выступавшие коллеги говорили), заключается в том, чтобы повысить качество образования и повысить статус самого преподавателя. И я думаю, что, если мы вместе так активно, как обсуждали сегодня проблемы школы, будем работать, нас, безусловно, ждёт абсолютный успех.

Большое вам спасибо.

Источник:  Правительство Российской Федерации

 

Далее приведем Комплекс мер по модернизации образования Московской области с оригинала:

 

 

 

 

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz